Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования Ставропольского края

«Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры»

 

 8 (8652) 28-32-68

 

 

 

fasadЦентр дополнительного образования культуры обеспечивает непрерывное профессиональное образование работников культуры, искусства и кино всех уровней и категорий, оказывает методическую помощь и экспертные услуги учреждениям дополнительного образования детей, способствует повышению профессионализма педагогических кадров, популяризации лучших форм работы, знаний и новейших достижений в отрасли.
Расширяя свои функции, сохраняя и развивая творческий потенциал, создавая условия для духовного развития личности, Центр дополнительного образования углубляет и совершенствует формы работы, проводя тематические и проблемные семинары, семинары - пленэры, выездные семинары по обмену опытом работы в другие регионы страны, а также поездки за рубеж с целью постижения лучшего опыта европейских коллег.

 

Учредитель:  Министерство культуры Ставропольского края

 

 

 

 

НОВОСТИ

 

Мысль 3. Методы и приемы театральной педагогики в работе с одаренными детьми. Продолжение….

Мысли в слухСовсем недавно, в предыдущей мысли, мы с вами говорили об основных методах театральной педагогики. Давайте их вспомним: метод физических действий, метод исторических параллелей, метод действенного анализа, метод ролевого действия.

 

Осталось поразмышлять на тему последнего метода – этюдного метода. Что же такое этюдный метод? Этюдный метод работы с актером впервые был предложен Константином Сергеевичем Станиславским – основоположником теории о психологическом жизнеподобном театре. Это метод творческого исследования, действенного разбора материала, способ проб того или иного явления в пьесе (конфликта, событийного ряда, характера персонажа) вне «застольного периода». То есть этюдный метод – процесс поиска заложенных самим автором ключей к раскрытию образов героев, предлагаемых обстоятельств, в которых они существуют, проблем и конфликтов, которые их окружают.

Этюд сцены (фрагмента) – основа этюдного метода. В ходе такой пробы – психофизической по своему типу – происходит сопоставление реальной жизни с жизнью пьесы. В ходе этюда действия актера на площадке могут расходиться с прописанными автором действиями его персонажа. Это побуждает к анализу роли, уточнению и проработке ее нюансов. Именно так находится точечный контакт сценического произведения с подлинной жизнью, волнующей и актера, и зрителя.

Главная задача этюдов в репетиционном процессе – проверка на правду. Как правило, эти этюды не носят показательного характера, поскольку являются творческой пробой, действенным поиском. Каждый раз они могут идти по-разному, в зависимости от состояния исполнителей и их импульсов. Это позволяет в первую очередь найти и оправдать черты характера героя, его эмоциональное состояние, жизненные приоритеты и отношение к другим персонажам.

Важная составляющая этюдного метода – импровизация. Это не означает совершенный уход от пьесы. Это творческий порыв, имеющий все же свою структуру: конкретный персонаж в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Например, в ходе этюда несколько актеров проверяют отношения между их героями. В основу берется не сцена из пьесы, а обстоятельства, в которые они могли бы попасть. Это может быть спор на тему, дуэль, азартная игра и т.п. – что-то, что непременно выведет ситуацию на противоречия между персонажами. Обычно в таком случае совсем не обязательна привязка к авторскому тексту и репликам.

       И тогда в ходе этюда актерам, поставленным в непрописанную ролевую ситуацию, помогает действовать их жизненное нутро, интуиция, их эмоциональное восприятие происходящего. Другими словами, проверяя правду жизни пьесы, они вынуждены действовать по правде жизни как таковой. Тогда и раскрываются поведенческие черты их героев – людей реалистичных, чувствующих и мыслящих.

Однако сценическая (актерская) свобода не рождается в одночасье и, как правило, является результатом длительного, кропотливого, осознаваемого труда и учения.

При этом ученик должен обладать такой степенью свободы, которая позволяла бы ему во время сценического повтора и действуя в тех же предлагаемых обстоятельствах, находить новые оттенки красок, новые приспособления, то есть импровизировать.

Именно поэтому многие театральные педагоги в процессе преподавания  актерского мастерства  внедряют в учебный процесс такой театрально-педагогический прием, как учебный сценический этюд.

В учебной практике выделяют различные виды этюдов:

  • одиночный этюд, нацеленный на освоение простейшей жизненной ситуации в тот момент, когда возникает необходимость освоения логики и последовательности физических действий в их непрерывной цепочке;
  • одиночный этюд, нацеленный на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие;
  • парный этюд на действие с воображаемыми предметами для формирования чувства непрерывности логически развивающегося действия;
  • этюды типа «цирк», развивающие артистическую смелость;
  • групповые этюды, воспитывающие импровизационное самочувствие;
  • этюд на освоение способов словесного воздействия. В работе учителя над педагогическими этюдами формируется у школьника умение логично выстраивать и высказывать свою точку зрения. Более того, для достижения результата каждый метод дополняется такими приемами, помогающими более детально овладеть техникой перевоплощения и освоить коммуникативную культуру, как:
  • выработки «мышечного контроля» - снятие физического напряжения, оправдание позы на основе анализа ощущений и чувств;
  • оправдания внимания к объекту – интонационные модуляции и пантономические приспособления, концентрирующие внимание на действии с объектом;
  • активизации эмоциональной памяти – рекомбинация прежних впечатлений и установление их соответствия действительности вторично;
  • «если бы» - действия в воображаемых предлагаемых обстоятельствах;
  • «действия с окраской»- образное воспроизведение эмоционального состояния посредством движения или интонации;
  • оперирования образами – комбинация отдельных образов, добавление к ним элементов, отсечение элементов;
  • повтора – темпо-ритмическая организация физического действия, обеспечивающая динамику напряжения действия;
  • «монологическая пауза» - выражение отношения к объекту посредством внутреннего монолога;
  • «качелей» - неоднократное прерывание намерения совершить ожидаемое физическое действие посредством увлечения словесным действием;
  • противопоставления – ассоциативная импровизация действия противоположного действию партнера по темпу-ритму, смыслу, образу;
  • координации движений и речи – смысловая координация движений и речи в групповой деятельности;
  • фиксирования, не «А» - выражение парадоксального поступка, неожиданного для зрителей, но возможного варианта разрешения конкретной ситуации;
  • сатирического гротеска – разрешение противоречий в стиле острой карикатуры, сознательное нарушение жизненных форм и пропорций для отражения двойственности явлений;
  • зеркального решения – оправдание персонажем комментариев о происходящем на сцене за его спиной;
  • нарушение сценической иллюзии – непосредственное обращение актера к зрителю, перенос сценического действия в зрительный зал, изменение декораций на виду у зрителя;
  • расслабления – этюд нацелен на освобождение мышц от излишнего физического напряжения, которое свидетельствует о существовании психического напряжения личности и реализуется в упражнениях на релаксацию и на выработку в себе «мышечного контролера»;
  • сосредоточения – этюд связан с развитием волевой сферы личности, основанный на концентрации всех видов чувственного внимания на конкретном объекте в реальной или воображаемой плоскости.

Вышеперечисленные приемы помогают раскрыть в каждом обучающемся такие качества, как эмоциональность, креативность, высокая координация движений, волеизъявление, ассоциативная импровизация и т.д., являющиеся проявлением коммуникативной культуры. Таким образом, использование методов и приемов театральной педагогики в ходе обучения, способствует эффективному общению и взаимодействию с участниками образовательного процесса.

Каждый из вышеперечисленных методов и приемов находит свое выражение в разнообразных формах обучения. К наиболее распространенным формам относят: театрализованное представление, игровое театрализованное представление, игровая пьеса, имитационно-игровая театрализация.

Мы с вами рассмотрим перечисленные формы обучения театральной педагогики более детально, но уже в следующей мысли….

Надеюсь на полезность высказанных мыслей, и до следующей встречи на сайте ЦДОК…

 


Мы в соцсетях

 Страничка Центра в ВК   Страничка Центра в Инстаграм 


   




Национальный проект "Культура"



Федеральный ресурсный информационно-аналитический центр художественного образования



Государственный информационный ресурс об одаренных детях


Детский 
культурный форум 2022


АртРесурс.РФ


 

Согласие на обработку персональных данных

 

Материалы антитеррористической направленности

Система персонализированных коммуникаций, страница подписки с формой анкеты и согласия пользователя на адресную рассылку

Ипотека для семей с детьми по льготной ставке

Интернет-портал Культура. Гранты России

 


Режим работы:
Понедельник-пятница:
с 830 до 1715
Перерыв: с 1300 до 1345
Выходной день:
суббота, воскресенье


Адрес:
г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, д.15

Телефон многоканальный:
8 (8652) 28-32-68

E-mail:
E-mail

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Ставропольского края

"Содействие"

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

профессионального образования Ставропольского края

«Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры»

 

Единый номер телефона: 8 (8652) 28-32-68

 

Адрес: Россия, г.Ставрополь, Проспект Карла Маркса, д.15 

Режим работы: Понедельник-пятница: с 830 до 1715
Перерыв: с 1300 до 1345
Выходной день: суббота, воскресенье

 

ОГРН 1022601992676Н, ИНН 2636019032