Центр дополнительного образования культуры обеспечивает непрерывное профессиональное образование работников культуры, искусства и кино всех уровней и категорий, оказывает методическую помощь и экспертные услуги учреждениям дополнительного образования детей, способствует повышению профессионализма педагогических кадров, популяризации лучших форм работы, знаний и новейших достижений в отрасли.
Расширяя свои функции, сохраняя и развивая творческий потенциал, создавая условия для духовного развития личности, Центр дополнительного образования углубляет и совершенствует формы работы, проводя тематические и проблемные семинары, семинары - пленэры, выездные семинары по обмену опытом работы в другие регионы страны, а также поездки за рубеж с целью постижения лучшего опыта европейских коллег.
Учредитель: Министерство культуры Ставропольского края
НОВОСТИ
Совсем недавно, в предыдущей мысли, мы с вами говорили об основных методах театральной педагогики. Давайте их вспомним: метод физических действий, метод исторических параллелей, метод действенного анализа, метод ролевого действия.
Осталось поразмышлять на тему последнего метода – этюдного метода. Что же такое этюдный метод? Этюдный метод работы с актером впервые был предложен Константином Сергеевичем Станиславским – основоположником теории о психологическом жизнеподобном театре. Это метод творческого исследования, действенного разбора материала, способ проб того или иного явления в пьесе (конфликта, событийного ряда, характера персонажа) вне «застольного периода». То есть этюдный метод – процесс поиска заложенных самим автором ключей к раскрытию образов героев, предлагаемых обстоятельств, в которых они существуют, проблем и конфликтов, которые их окружают.
Этюд сцены (фрагмента) – основа этюдного метода. В ходе такой пробы – психофизической по своему типу – происходит сопоставление реальной жизни с жизнью пьесы. В ходе этюда действия актера на площадке могут расходиться с прописанными автором действиями его персонажа. Это побуждает к анализу роли, уточнению и проработке ее нюансов. Именно так находится точечный контакт сценического произведения с подлинной жизнью, волнующей и актера, и зрителя.
Главная задача этюдов в репетиционном процессе – проверка на правду. Как правило, эти этюды не носят показательного характера, поскольку являются творческой пробой, действенным поиском. Каждый раз они могут идти по-разному, в зависимости от состояния исполнителей и их импульсов. Это позволяет в первую очередь найти и оправдать черты характера героя, его эмоциональное состояние, жизненные приоритеты и отношение к другим персонажам.
Важная составляющая этюдного метода – импровизация. Это не означает совершенный уход от пьесы. Это творческий порыв, имеющий все же свою структуру: конкретный персонаж в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Например, в ходе этюда несколько актеров проверяют отношения между их героями. В основу берется не сцена из пьесы, а обстоятельства, в которые они могли бы попасть. Это может быть спор на тему, дуэль, азартная игра и т.п. – что-то, что непременно выведет ситуацию на противоречия между персонажами. Обычно в таком случае совсем не обязательна привязка к авторскому тексту и репликам.
И тогда в ходе этюда актерам, поставленным в непрописанную ролевую ситуацию, помогает действовать их жизненное нутро, интуиция, их эмоциональное восприятие происходящего. Другими словами, проверяя правду жизни пьесы, они вынуждены действовать по правде жизни как таковой. Тогда и раскрываются поведенческие черты их героев – людей реалистичных, чувствующих и мыслящих.
Однако сценическая (актерская) свобода не рождается в одночасье и, как правило, является результатом длительного, кропотливого, осознаваемого труда и учения.
При этом ученик должен обладать такой степенью свободы, которая позволяла бы ему во время сценического повтора и действуя в тех же предлагаемых обстоятельствах, находить новые оттенки красок, новые приспособления, то есть импровизировать.
Именно поэтому многие театральные педагоги в процессе преподавания актерского мастерства внедряют в учебный процесс такой театрально-педагогический прием, как учебный сценический этюд.
В учебной практике выделяют различные виды этюдов:
Вышеперечисленные приемы помогают раскрыть в каждом обучающемся такие качества, как эмоциональность, креативность, высокая координация движений, волеизъявление, ассоциативная импровизация и т.д., являющиеся проявлением коммуникативной культуры. Таким образом, использование методов и приемов театральной педагогики в ходе обучения, способствует эффективному общению и взаимодействию с участниками образовательного процесса.
Каждый из вышеперечисленных методов и приемов находит свое выражение в разнообразных формах обучения. К наиболее распространенным формам относят: театрализованное представление, игровое театрализованное представление, игровая пьеса, имитационно-игровая театрализация.
Мы с вами рассмотрим перечисленные формы обучения театральной педагогики более детально, но уже в следующей мысли….
Надеюсь на полезность высказанных мыслей, и до следующей встречи на сайте ЦДОК…