Центр дополнительного образования культуры обеспечивает непрерывное профессиональное образование работников культуры, искусства и кино всех уровней и категорий, оказывает методическую помощь и экспертные услуги учреждениям дополнительного образования детей, способствует повышению профессионализма педагогических кадров, популяризации лучших форм работы, знаний и новейших достижений в отрасли.
Расширяя свои функции, сохраняя и развивая творческий потенциал, создавая условия для духовного развития личности, Центр дополнительного образования углубляет и совершенствует формы работы, проводя тематические и проблемные семинары, семинары - пленэры, выездные семинары по обмену опытом работы в другие регионы страны, а также поездки за рубеж с целью постижения лучшего опыта европейских коллег.
Учредитель: Министерство культуры Ставропольского края
НОВОСТИ
Мы продолжаем: я мыслить и делиться с вами, а вы, я надеюсь, - следить за моими мыслями.
Сегодня поразмышляем о методах и приемах театральной педагогики, которые обязательно помогут всем руководителям театральных студий, кружков и клубных формирований в работе с детьми.
Методы и приемы разработаны не мной, а великими нашими режиссерами-педагогами. Я всегда ими пользуюсь, чего и вам всем желаю. Используйте это, и будет у вас хороший результат в работе с одаренными детьми!
Начнем с одной из основных целей методики обучения творческим дисциплинам – развития творческого мышления у ребенка. Это достигается через проведение различных творческих заданий, которые требуют генерации новых идей, нестандартного мышления и поиска необычных решений проблем. А это, как всем известно, очень не просто: взмахнули волшебной палочкой - и сразу ваши дети стали креативить, придумывать и воспроизводить… Нет, такого не получится! В этот самый момент и приходят к нам, преподавателям, на помощь те самые методы театральной педагогики, которые мы обязаны применять в работе с одаренными детьми.
Театральная педагогика как раз и предлагает ряд методов, способствующих эффективному формированию таких качеств, как творческое воображение, избирательность восприятия, способность к анализу и синтезу воспринимаемой информации, выражению эмпатии и идентификации, к самоорганизации психических проявлений и самокоррекции поведения.
Давайте разбираться…
Так, основополагающим методом в театральной педагогике является метод физических действий. Метод физических действий К.С. Станиславского заключается в наполнении физического действия психологическим содержанием, фантазией, чувствами и внутренними действиями. Данный метод основан на анализе пьесы, последующие действия которой выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие. При исполнении роли сквозное действие всегда остается неизменным, помогая актеру становиться образом, жить его жизнью как своей. В свою очередь действия актера приобретают различный характер, обусловленный его самочувствием в момент творчества, предполагая формирование и проявление таких чувств, как искренность, открытость, убежденность. Физическое действие помогает проникнуть актеру в зерно роли, оно психологически окрашено. Психическое состояние должно возникнуть само при действии, потому что для этого есть причина. Физическое действие обоснованное, целесообразное, продуктивное. Ему предшествует событие, факт, причина. При оценке события появляется цель, чтобы состоялось то, что артист задумал - это продуктивность. Сценическое действие состоит из обоснования (оценки и решения), выбора и действия (воздействуя на объект). Физическое действие должно быть предпосылкой борьбы, которая развивается по главному конфликту.
Метод исторических параллелей, особенностью которого является эмоционально-логическое сравнение представлений, свойственных различным исторических эпохам и периодам развития общества. Реализация данного метода может происходить тремя способами: рассказ преподавателя, коллективное обсуждение наиболее известных фактов и событий.а также анализ профессиональных качеств личности школьника с опорой на текстовой материал художественного произведения, раскрывающего сущность данного вопроса или проблемы. Поэтому для использования данного метода в процессе обучения необходимо обращаться к высокохудожественным, созданным на реалистической основе, литературным произведениям.
Метод действенного анализа – это способ научения навыкам волевого поведения, называемым «сценическим». Согласно этому методу логика действий становится как бы партитурой артиста. К.С. Станиславский сравнивает действия актера с нотами, а логику действий - с мелодией, которую они образуют. От пропуска в логической цепочке одного действующего лица могут быть неверно поняты поступки нескольких других действующих лиц, что влечет за собой изменения смысла сценического произведения. В педагогической профессии использование этого метода необходимо при построении логики урока, с целью формирования коммуникативной культуры обучающегося.
Метод ролевого действия, дающий возможность разрабатывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также осуществлять контроль над качеством подготовки каждого обучающего, основан на заранее установленном подтексте. В ходе использования этого метода акцентируется внимание на умении использовать те или иные элементы техники речи в зависимости от количества слушателей в классе, где осуществляется общение. Использование этого метода в процессе формирования коммуникативной культуры обучающегося способствует оптимизации выработки умений и навыков его устной монологической и диалогической речи.
Я думаю, для очередной мысли вслух пока достаточно информации, как говорится, обдумывайте и размышляйте, а в следующей раз мы с вами поразмышляем о еще одном методе, самом объемном и многогранном-этюдном методе…..