Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования Ставропольского края

«Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры»

 

 8 (8652) 28-32-68

 

 

 

fasadЦентр дополнительного образования культуры обеспечивает непрерывное профессиональное образование работников культуры, искусства и кино всех уровней и категорий, оказывает методическую помощь и экспертные услуги учреждениям дополнительного образования детей, способствует повышению профессионализма педагогических кадров, популяризации лучших форм работы, знаний и новейших достижений в отрасли.
Расширяя свои функции, сохраняя и развивая творческий потенциал, создавая условия для духовного развития личности, Центр дополнительного образования углубляет и совершенствует формы работы, проводя тематические и проблемные семинары, семинары - пленэры, выездные семинары по обмену опытом работы в другие регионы страны, а также поездки за рубеж с целью постижения лучшего опыта европейских коллег.

 

Учредитель:  Министерство культуры Ставропольского края

 

 

 

 

 

НОВОСТИ

 

Мысль 5. Система Станиславского

Мысли в слухЗдравствуйте, любители театра! Вновь мы с вами встречаемся на сайте ЦДОК в рубрике «Мысли режиссера вслух!» И сегодня мы с вами поговорим о системе Станиславского.

Говорить о системе   и не рассказать о самом ее создателе, считаю необходимым. Так как его вклад в развитие театрального искусства недооценить невозможно!

 

stanislavski

Вот так выглядел гениальный из гениальных в театральном искусстве. Знакомьтесь! Константин Сергеевич Станиславский (его настоящая фамилия Алексеев) – великий реформатор театра, создатель известнейшей во всем мире актёрской системы, педагог, актёр, театральный режиссёр. По рождению (родился 5 (17) января 1863 год в городе Москва) и воспитанию принадлежит к высшему кругу русских промышленников.

Талант Константин Сергеевич унаследовал от своей бабушки, француженки по происхождению, известной парижской актрисы. Сценический опыт начал нарабатывать с 1877 года в Алексеевском кружке (г. Москва). Константин Сергеевич всегда предпочитал роли ярко характерных героев.  

В начале XX века он погрузился в разработку принципиально новой системы актёрского мастерства, его известные литературные произведения: «Работа актёра над собой» и «Моя жизнь в искусстве».

Суть всей своей системы он выразил одной ёмкой фразой: «на сцене нет маленьких ролей, также как и в жизни, ценен каждый человек. Для сцены главное: создать иллюзию живой действительности». Станиславский до последних дней (умер в Москве 7 августа 1938 года) жил в неустанных поисках все новых и новых приёмов педагогического творчества - мечтал о создании актёра «нового типа» и всенародного театра глубокой жизненной правды.

А теперь непосредственно к сути самой системы Станиславского.

        Система Станиславского – это теория, которая увидела свет благодаря огромной работе, проделанной К. С. Станиславским над самим собой в попытках достичь максимально правдивого существования в роли. Она не является чем-то отвлеченным и почти полностью состоит из рекомендаций по практическим занятиям.

Краткое содержание системы Станиславского предполагает три основные технологии актерской игры:

Ремесло. Передача информации от актера к зрителю происходит через набор узнаваемых штампов и приемов.

Представление. Истинное переживание нужной эмоции достигается актером на репетициях, запоминается и воспроизводится на последующих спектаклях.

Переживание. На каждом спектакле актер подлинно переживает все эмоции и чувства своего персонажа.

Пять основных принципов системы Станиславского.

Внимание, здесь начинаются те самые беспрецедентные «ноу-хау», сумевшие перевернуть с ног на голову сначала русский, а затем и мировой театр, совершить революцию в искусстве и сформировать тот театральный облик, который мы знаем и любим по сей день. Пять основных принципов системы Станиславского отличаются глубиной проникновения в самую суть сценического искусства и успешным решением наиболее насущных проблем творческой эффективности театрального артиста. Вот они:

Сценическая правда.

Работа с обстоятельствами (Предлагаемые обстоятельства)

«Здесь и сейчас».

Актерское саморазвитие.

Взаимодействие с партнером.

Поговорим о первом принципе «Сценическая правда переживаний».

Этот принцип впервые акцентирует внимание на прямой зависимости между чувствами, которые испытывает актер при игре, и чувствами, передающимися зрителю при просмотре. Самый сильный эффект, то есть вера в правду происходящего на сцене, достигается тогда, когда в эту правду верит и сам актер.

«Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий» К. С. Станиславский

Однако практический подход нуждался в решении важной проблемы: как актеру убедить самого себя в истинности происходящего, да еще и не единожды, а делать это каждый спектакль в строго определенное время. Говоря проще, вопрос стоял так: как артисту управлять вдохновением.

Станиславский решил эту проблему просто и на века: он использовал обратную связь между психологическим состоянием и его физическим выражением. Иными словами, если человек взволнован, его волнение выражается в поведении тела: он не может усидеть на месте, теребит пуговицу, нервно вздрагивает и т. д. Но если человек не взволнован, а его тело все равно до мельчайших подробностей воспроизводит состояние взволнованности, то по принципу обратной связи физическое поведение тела притянет верное состояние психики!

Второй принцип системы – это «Работа с обстоятельствами».

Проработка предлагаемых обстоятельств роли крайне важна, т. к. актеру предстоит сделать эти обстоятельства своими собственными. В данном случае актерская система Станиславского заключается в том, что актер играет не какого-то персонажа, скажем – Отелло, а самого себя в обстоятельствах Отелло.

Существует три круга обстоятельств, которые артисту требуется проработать и примерить на себя:

Большой круг. Это исторический фон, на котором развиваются события пьесы. То, что происходит в мире, в котором живет персонаж, в его стране и городе.

Средний круг. Это обстоятельства жизни персонажа: беден ли он, богат ли, женат или холост, стар или молод и т. д.

Малый круг. То, что происходит с персонажем прямо сейчас, его желания и цели, которых он добивается.

Каждый круг обстоятельств по-своему влияет на характер и поведение персонажа, большинство поступков и стремлений оправдываются именно ими. Если какие-то обстоятельства не прописаны в пьесе прямым текстом, как чаще всего и бывает, задача актера придумать их самому во всех возможных деталях.

Остальные принципы системы Станиславского мы рассмотрим в следующей рубрике «Мысли режиссёра вслух». До новой встречи на сайте ЦДОК!

 


Мы в соцсетях

 Страничка Центра в ВК   Страничка Центра в Инстаграм 


   




Национальный проект "Культура"



Федеральный ресурсный информационно-аналитический центр художественного образования



Государственный информационный ресурс об одаренных детях


Детский 
культурный форум 2022


АртРесурс.РФ


 

Согласие на обработку персональных данных

 

Материалы антитеррористической направленности

Система персонализированных коммуникаций, страница подписки с формой анкеты и согласия пользователя на адресную рассылку

Ипотека для семей с детьми по льготной ставке

Интернет-портал Культура. Гранты России

 


Режим работы:
Понедельник-пятница:
с 830 до 1715
Перерыв: с 1300 до 1345
Выходной день:
суббота, воскресенье


Адрес:
г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, д.15

Телефон многоканальный:
8 (8652) 28-32-68

E-mail:
E-mail

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Ставропольского края

"Содействие"

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

профессионального образования Ставропольского края

«Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры»

 

Единый номер телефона: 8 (8652) 28-32-68

 

Адрес: Россия, г.Ставрополь, Проспект Карла Маркса, д.15 

Режим работы: Понедельник-пятница: с 830 до 1715
Перерыв: с 1300 до 1345
Выходной день: суббота, воскресенье

 

ОГРН 1022601992676Н, ИНН 2636019032